Парламент сделал первый шаг к снижению ставки ренты на добычу газа. Причем не только для частных компаний, как ранее предлагало правительство, но и для государственных, а также предприятий, осуществляющих совместную деятельность. Верховная Рада приняла в первом чтении депутатский законопроект, предусматривающий одинаковый уровень налоговой нагрузки для всех участников рынка: 29% и 14%, в зависимости от глубины залегания ресурса.

В Кабинете министров уже заявили, что таким образом бюджет лишится источника доходов для финансирования субсидий населению. Однако депутаты уверены, что снижение ренты повлияет на стоимость газа для бытовых потребителей, что позволит сэкономить бюджетный ресурс. А в перспективе - даст возможность ликвидировать НАК "Нафтогаз Украины".

Ставки сделаны

Более полутора часов депутаты рассматривали законопроекты с изменениями в Налоговый кодекс, предусматривающими снижение ставки ренты при добыче газа. Оба документа - депутатский, №2835 (авторы - депутаты четырех фракций: "Батькивщины", "Блока Петра Порошенко", "Самопомочи" и Радикальной партии), и правительственный, №2352а, - направлены на одно: снижение налоговой нагрузки на газодобывающий бизнес. Только инициатива Кабмина касалась регулирования ставок исключительно для частных компаний, а депутатская распространяется на всех участников рынка.

Напомним, еще летом Минфин признал ошибочность повышения ставок ренты и предложил с 1 октября для действующих инвестпроектов снизить ренту на газ с 55% и 28% до 29% и 14% соответственно, в зависимости от глубины нахождения залежей ресурса. А с 1 января 2016 г. новые разработки облагать по 20% и 10%, но с применением дополнительной надбавки к налогу на прибыль на уровне 15%.

В свою очередь, законопроект депутатов предполагает снижение до 29% и 14% для всех - от частных компаний до государственных, а также добывающих газ на условиях договоров о совместной деятельности (СД) и газ, используемый для потребностей населения.

Государственная "Укргаздобыча" и компании СД сейчас платят 70% рентной платы. Еще на заседании профильного парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики 16 сентября депутаты рекомендовали к принятию в первом чтении и в целом альтернативные правительственным нормы. Но при соблюдении одного условия.

"Предложено не менять ставку рентной платы в размере 70% для природного газа, добытого во время выполнения договоров о совместной деятельности, а предусмотреть применение этой ставки только для договоров, где один из участников - госпредприятие и/или компания, где есть часть акций и паи государства", - огласила в сессионном зале под стенограмму решение комитета его глава Нина Южанина (БПП).

Хотя она и признала, что предложения Кабмина более глубокие и "уделяют внимание будущему развитию добывающих компаний". Но еще на заседании комитета депутатам не понравилась норма о введении надбавки к налогу на прибыль и необходимость уплаты авансовых платежей, что негативно отразится на финансовом состоянии бизнеса.

Стоит отметить, что комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса рекомендовал к принятию в сессионном зале правительственные изменения.

"Когда наш законопроект рассматривался на заседании налогового комитета, мы под давлением это приняли и готовы согласится сейчас, чтобы добиться снижения тарифов для людей и ради того, чтобы снизить рентную плату для нашей добывающей отрасли", - заявила сегодня в парламенте один из соавторов законопроекта Юлия Тимошенко.

По ее словам, рентный платеж заложен в тариф (7188 грн/1 тыс. куб м ) на газ и тепло для населения, что является "скрытой системой дополнительного налогообложения людей" и не компенсирует стоимость добычи.

"Вся цена увеличена в 5,5 раз. Но посмотрите за счет чего. В 8 раз увеличены налоги. Но есть радикальная цифра, которая убийственна: в новом тарифе в 11,4 раза увеличены доходы НАК "Нафтогаз Украины", - возмущалась Тимошенко. - Там, где наибольшая коррупция, где НАК ничего не транспортирует, не добывает. Это пустышка, которая реально собирает с людей половину тарифа".

При этом ГП "Укргаздобыча" получает доход в 477 грн/1 тыс. куб м без учета налогов (со всеми налогами - 1980 грн).

В обмен на субсидии

Все обвинения опровергают представители проправительственной фракции - "Народного фронта", называя позицию большинства депутатского корпуса популистской. По мнению главы фракции Максима Бурбака, чисто экономический вопрос сегодня стал политическим, а партии, идущие на выборы, используют его в своей риторике для получения "дешевых политических дивидендов".

Кроме того, по его словам, рента является источником финансирования субсидий населению. В бюджете-2015 предусмотрено более 24 млрд грн на эти цели.

По словам его коллеги по фракции Юрия Вознюка, при снижении ставки ренты цена на газ для бытовых потребителей действительно будет снижена, но всего на 10-15% или 1-1,2 тыс. грн/1 тыс. куб м.

"То есть население будет платить 5,50-5,70 грн/1 куб м. Но тогда мы можем забыть о льготном тарифе в в 3,60 грн/1 куб м, который касается потребления 200 кубов, и можем забыть о субсидиях", - резюмировал Вознюк.

"Вы помните, что ставка 70% была рассчитана исключительно для того, чтобы сформировать достаточный ресурс для выплаты субсидий, - добавил министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, пытаясь переубедить депутатов. - И эта ставка включает и инвестпрограммы, согласованные НКРЭ. Поэтому сегодня нет оснований говорить, что у "Укргаздобычи" недостаточно средств. По крайней мере, на 2015 г. эта ставка должна оставаться".

В то же время Виктория Войцицкая ("Самопомич") отметила, что НАК "Нафтогаз-Украины" задолжал "Укргаздобыче" 8 млрд грн. В результате этого компания не доплатила в бюджет рентных платежей в объеме 6 млрд грн и вынуждена была согласиться на реструктуризацию своих долгов под 36% годовых.

"Кого вы обманываете, рассказывая о том, что 70% - это источник наполнения бюджета для выплаты субсидий?", - заявила Войцицкая.

С прицелом на "Нафтогаз"

Поскольку единой позиции в зале не было, ряд депутатов предложил рассмотреть законопроекты лишь в первом чтении. Однако ни один из документов не набрал достаточно голосов. За депутатский, с учетом поправок, оглашенных Ниной Южаниной, проголосовало всего 217 депутатов, а правительственный поддержали лишь 166 из них.

Не смогла Верховная Рада и отправить оба законопроекта на доработку - также по причине отсутствия голосов, поэтому пришлось вернуться к их повторному рассмотрению.

Со второй попытки депутаты 228 голосами в первом чтении проголосовали за документ, одобренный комитетом. Причем, как пояснила член налогового комитета Татьяна Острикова ("Самопомич"), поправка Южаниной с голоса не считается принятой, если законопроект одобрен лишь в первом чтении. Ее нужно будет опять вносить ко второму чтению, поэтому она не исключила, что основные манипуляции теперь будут происходит вокруг "Укргаздобычи" и предприятий, осуществляющих совместную деятельность.

По словам ее коллеги по комитету Романа Заставного ("Народный фронт"), депутаты должны провести анализ, каким образом снижение ставок повлияет на доходы бюджета и, как следствие, на объем субсидий.

В пояснительной записке к депутатскому законопроекту говорится, что потери казны могут составить более 5 млрд грн до конца года. Однако, учитывая перевыполнение доходов бюджета (только за 8 месяцев на 26,3 млрд грн), рисков его невыполнения в 2015 г. нет.

Кроме того, после существенного снижения цены на газ, поставляемый населению, Кабмин будет иметь все основания пересчитать необходимый объем ресурсов, которые планировалось направить на субсидии. Это и приведет к экономии.

Заставный предположил, что, с учетом настроений в сессионном зале, во втором чтении законопроект все-таки будет принят. Но, как компромиссный вариант, может быть предложено не такое резкое снижение ставок, а до 20-25% и 45% соответственно, в зависимости от глубины скважин, как компенсатор потерь бюджета.

"Будут попытки вернуть повышенные ставки, но они через комитет не пройдут, - заверила РБК-Украина Татьяна Острикова. - Большинство коалиционных фракций выразили волю, чтобы убрать дискриминацию по форме собственности".

По ее словам, законопроектом инициируется еще одна возможность. Если в структуре тарифа рента занимает всего 19%, то 50% - маржа "Нафтогаза".

"Мы этим законопроектом закладываем механизм, чтобы правительство наконец-то эту коррупционную прокладку (НАК "Нафтогаз Украины", - ред.) убрало. И тогда будут деньги. И если мы говорим о том, что тариф снизится, то сократится и количество граждан, которые будут нуждаться в субсидиях", - пояснила она.

"Пора заняться "Нафтогазом". Он сегодня отгребает от ставки 45%, но эта структура не производит газ, не транспортирует, не продает. Она забирает наибольшую часть из тарифа и остается постоянно убыточной, - заявил в сессионном зале Юрий Чижмарь (Радикальная партия). - Мы должны перейти к европейским рыночным формам продажи газа через газовую биржу, и никакой прокладки "нафтогазовской" не должно существовать".

В правительстве и Минфине от комментариев пока воздержались.