В Украину прибыла очередная миссия Международного валютного фонда, чтобы осуществить второй пересмотр в рамках программы финансирования EFF. В случае положительных выводов миссии, Украина может получить третий транш в объеме 1,66 млрд долл.

Три программы МВФ - один третий транш

В истории взаимоотношений Украины с МВФ этап третьего транша представляет собой критическую точку. Первый транш обычно выдается сразу после подписания соглашения о кредитной программе (как правило, он самый крупный).

Второй транш - после оценки первых шагов по программе, запланированных с самого начала.

Третий транш - спустя не менее 6 месяцев с момента утверждения программы, по мере развертывания фронта реформ. С украинской практикой задержек в выполнении заявленных действий 6 месяцев обычно растягиваются в 9 месяцев, а то и в год.

В рамках последней программы stand-by 2014 года Украина получила только два транша. Прекращение программы во многом было вызвано объективными причинами: в результате войны украинская экономика и финансовая система получили такой мощный удар, который сделал траекторию программы МВФ абсолютно не соответствующей экономическим реалиям (к примеру, там прогнозировался рост экономики на 1% в 2015 году при среднем курсе около 13 гривен за доллар).

Однако происходили и явно противоречащие духу программы действия Украины: попытки удерживать обменный курс валютными резервами и предписаниями, "забота" депутатов о валютных заемщиках в формате моратория на взыскание залогов.

Программа stand-by 2010 года также состояла из двух траншей. В 2011 году украинское правительство убедилось в том, что улучшение внешнеэкономической ситуации действительно произошло - и начало активно занимать в долг у тех кредиторов, которые задавали меньше вопросов.

Госбюджет на 2012 год был сильно разбалансирован, началась практика активного привлечения Нацбанка к его финансированию. Последствия этих решений мы пожинаем до сих пор.

И только по программе stand-by 2008 года Украина успела получить третий транш. Впрочем, исключение довольно условное, так как оно произошло благодаря обману - после получения транша правительство не начало выполнять заявленный график повышения цен на газ для населения под предлогом обжалования соответствующего постановления НКРЭ профсоюзами.

Это очень сильно ударило по имиджу Украины как надежного партнера в глазах международных финансовых организаций. И опять же, последствия тех (не) решений по цене на газ мы пожинаем до сих пор.

Интересно, что получение кредитов от МВФ обычно прерывалось, как только из них изымалась прямая бюджетная поддержка. Обычно в первых траншах часть средств шла Министерству финансов, которые оно могло использовать на рефинансирование внешних долгов.

Однако, третий транш, как правило, уже предназначался только Нацбанку. То есть, утрата интереса Украины к выполнению программы МВФ обычно совпадала с прекращением возможности получать из нее бюджетный ресурс.

Это не единственный мотив срывов предыдущих программ, но очень значимый. К примеру, НБУ до последнего старался следовать положениям программы stand-by 2010 года. Но правительство к тому времени уже утратило к ней всякий интерес. В третьем транше текущей программы EFF бюджетной поддержки также, наверняка, не будет.

К сожалению, в последние месяцы, описанные выше, истории вспоминаются все чаще. Многие законодательные инициативы по преобразованиям не находят достаточного количества голосов в Верховной Раде. А бравурные заявления об улучшении в экономике пробуждают после кризисной спячки многочисленных лоббистов роста государственных расходов.

Из последних законодательных инициатив правительства самую мощную поддержку парламента (340 голосов) предсказуемо получило повышение социальных выплат. Обострение политической жизни еще больше усугубляет эту проблемы: популярность в парламенте деления по сравнению с остальными математическими функциями будет только нарастать.

Борьба с соблазнами, обычаями и выдуманными достижениями

По нашим оценкам, накануне рассмотрения вопроса о третьем транше Украина с хорошим запасом выполнит все цифровые маяки программы EFF (quantitative criteria) по состоянию на контрольную точку конца сентября.

Что касается контрольных точек по структурным изменениям (structural benchmarks), то их на эту контрольную точку изначально планировалось очень мало. К тому же, они не являются четко завершенными с точки зрения практического результата - то есть можно констатировать недостаточный прогресс, но не полный провал.

Очевидно, что самая важная тема работы новой миссии с правительством - проект госбюджета на 2016 год. С одной стороны, бюджет следующего года будет сложным.

Во-первых, уже не ожидается такого инфляционного роста доходов, как в 2015 году.

Во-вторых, выпадает серьезная часть доходов. Упразднение специальной пошлины на импорт и сокращение перечислений от НБУ изымут из госбюджета около месяца доходов.

В-третьих, любой из обсуждавшихся проектов налоговой реформы означает заметное сокращение поступлений - по крайней мере, в первый год. При этом растет давление со стороны расходов.

Накопленные благодаря разовым событиям запасы гривны на казначейском счету предполагается тратить уже в 2015 году. Система субсидий с ее массивными расходами "включится" в отопительный сезон.

Тогда же могут обостриться и другие финансовые проблемы, связанные с энергетическим сектором. Поскольку статистика по экономике в ближайшие месяцы будет улучшаться (в основном - из-за эффекта низкой базы сравнения по многим отраслям), призывы повышать те или иные расходы станут все сильнее. Жизнь зимой по новым энерготарифам позволит этой теме хорошо резонировать в обществе.

Заявки некоторых ведомств о потребности в дополнительном финансировании-2016 уже озвучиваются публично. Вдобавок правительство имеет (и признает) многомиллиардную задолженность перед бизнесом по возмещению НДС и переплаченному налогу на прибыль.

Избежание политических соблазнов и способность противостоять всевозрастающему политическому давлению при формировании госбюджета-2016 критически важны не только для выполнения программы МВФ, но и для всего курса реформ.

Ведь любому ведомству легче не экономить, а получать дополнительное финансирование. А украинская политика еще не отошла от вредной привычки делать избирательную кампанию за счет будущего страны.

На мой взгляд, получение третьего транша МВФ на этот раз очень вероятно. Все количественные показатели выдержаны, процесс преобразований движется, проект госбюджета-2016, наверняка, будет сверстан с существенным первичным профицитом.

Но проблема "проклятия третьего транша" заключается не в третьем транше от МВФ как таковом. Это переломный момент, когда становится понятна реальная приверженность страны реформам, ее готовность на решительные шаги не ради внешней поддержки, а ради собственного будущего.

Несмотря на ежедневное упоминание реформ по поводу и без повода, этот тест Украина еще не прошла. Поддержка доноров и реструктуризация долга стабилизируют ситуацию, но этого недостаточно, чтобы сделать Украину активно растущей экономикой.