Как показывает практика купить права не проблема, были бы деньги...

Cемь утра, Киев. На островке посередине Броварского шоссе возле метро «Дарница» — автомобили с синими номерами и люди в форме ГАИ. Патрульные машины разъезжаются по местам несения дежурства: кто на Ленинградскую площадь, кто — к мосту Патона. Мы с Александром Ткаченко, начальником отдела Департамента ГАИ МВД Украины, остаёмся здесь.

Утренняя охота

Со стороны Броваров льётся густой автопоток. Встречные полосы выглядят пустынно.
— О, первый пошёл, — говорит полковник Ткаченко.

На встречную, обгоняя медленно движущиеся машины, выскакивает «паркетный» внедорожник, но, не успев набрать скорость, тормозит.

— Да. Знаю: нельзя. Но тороплюсь, — хмуро говорит Евгений, заспанный парень лет двадцати пяти.

Пока сержант заполняет протокол, в милицейские сети попадает другой нарушитель — серебристый мерседес.

— Пробки, дороги узкие, — объясняет 35-летний Максим, одетый в чёрный костюм и обладающий статусом временно не работающего.

— Что значит узкие?! — вскипает Александр Ткаченко. — Четыре полосы в одну сторону. Если бы все ехали не нарушая, всё было бы в порядке. А такие, как вы, выскакивают на встречную, потом вклиниваются в общий поток — вот тебе и пробки!

Штраф за указанное нарушение — 34 гривны. Максима, водителя с 10-летним стажем, такая сумма не смущает:

— Брали бы в 10 раз больше, я бы подумал, нарушать или нет. А так… повезёт — не повезёт. Меня ловят раз в три-четыре месяца.

Уже через четверть часа у патрульной машины выстроилась матерящаяся вполголоса очередь из шести человек: неторопливый сержант заполняет протоколы.

— Видите, люди торопились, но теперь им придётся ждать. Первому — 15 минут, второму — уже полчаса и так далее. В следующий раз призадумаются. Эффективный метод, — признаёт полковник Ткаченко. — А штраф действительно мизерный, и неизвестно ещё, что суд решит. Да и пока до него дойдёт, может пройти два месяца, и дело закроют за давностью.

— Что, позвонили? — Александр Ткаченко с сарказмом обращается к очередному нарушителю. — Давайте, давайте, пишите жалобы. Все жалобы со всей Украины приходят к нам в департамент. Рассмотрим.

Александр Ткаченко: «Сержантов водители не замечают. Поэтому в рейдах приходится участвовать офицерскому составу»

— Александр Александрович, — спрашиваю, — а почему лично вы ловите нарушителей? Больше некому?
— Да сержантов водители ни во что не ставят: он жезл поднял, а они — по газам. Приходится офицерскому составу в рейдах участвовать.

Смерть свидетельствует

Статистика дорожно-транспортных происшествий удручает. За девять месяцев этого года в Украине зафиксировано 204793 ДТП. Из них 4864 — по вине пьяных водителей. За тот же период 2006 г. эти цифры были соответственно 137360 и 4175.

— Дело в том, что статистика просто вышла из тени, — считает Валерий Рябинкин, генеральный директор частной автошколы «Карат». — По сравнению с прошлым годом аварий в Киеве стало больше на 36%. Подавляющее большинство автолюбителей берут машины в кредит, заключают договоры страховки. Раньше при столкновении часто решали дела полюбовно, без милиции. А теперь вызывают ГАИ: без её справки страховая компания ущерб не возместит. Вот статистика и выросла.

По словам Дмитрия Петренко, начальника отдела урегулирования убытков СК «Альфа-Гарант», в этом году количество страховых случаев, связанных с ДТП, увеличилось на 20%.

— Причём большинство машин — недорогие, эконом-класса. Владельцы дорогих авто стараются их беречь, — говорит страховщик. Его коллега Андрей Романчук из СК Allianz рассказывает, что заметно увеличилось количество автовладельцев «на кредите», попадающих в аварии в течение первого года из-за недостатка опыта.

Однако выход статистики из тени не вполне объясняет увеличение количества аварий. За девять месяцев прошлого года в ДТП погибли 5166 человек, ранены — 44319. В нынешнем году количество смертельных исходов возросло на 1262, число раненых увеличилось на 10973 человека больше. В этих случаях милицию вызывали явно не ради справки для страховой компании. Ответ напрашивается сам собой: люди стали хуже ездить.

— Покупают права в последнее время очень часто, — говорит 38-летний Юрий, который за рулём такси уже 11 лет. — Причём большинство таких прав — у женщин. Подарил ей любимый машину, ну и права заодно. Она, может, и научится ездить сама, без автошколы. Но как? Остановиться на красный свет, свернуть туда-то, припарковаться — и всё. А случись неординарная ситуация, такой водитель теряется, бросает руль. Вот и авария.

Хотя покупка прав — дело повсеместное, признаются в этом немногие. Вышеуказанное деяние подсудно, оно приравнивается к даче взятки сотруднику ГАИ.

— Я научился ездить в Салехарде, на заработках. И неплохо научился. Приехал домой, купил за 200 долларов права, и никаких проблем, — рассказывает Марк, владелец небольшого автопредприятия с парком в несколько маршрутных микроавтобусов.

Фотожурналистка Неля призналась, что $200 заплатила в автошколе и ещё столько же в ГАИ. По словам домохозяйки Виктории, чтобы сдать экзамен в автошколе, ей пришлось раскошелиться на две бутылки коньяка и $50. А права обошлись дешевле: в родной Мене у неё попросили всего 100 грн.

«Без знакомств – никуда!»

Андрей, сотрудник книгоиздательской фирмы:

– Я уже умел ездить и поэтому посчитал бессмысленным тратить время на учёбу в автошколе, а главное – трепать нервы на экзамене. Тем более знакомая рассказывала, что компьютеры зачастую как-то странно настроены – на тесты отвечаешь правильно, а он выдаёт, что ошибка.

Сделать права без нужных знакомств, как вы понимаете, нереально: человека со стороны просто-напросто пошлют. Для того чтобы купить права, по-любому необходима справка, что ты прошёл обучение. Если человек учился в автошколе, но у него проблемы со сдачей экзаменов, то справка будет стоить 50 долларов. Если не учился вообще – услуги стоят в четыре раза дороже. Дальше руководство автошкол самостоятельно выходит на МРЭО. Там сделать права за день, как правило, стоит 100 долларов.

Ещё проще, если есть знакомый в МРЭО, идеально – инструктор, принимающий экзамены: он знает владельцев всех автошкол и нужную справку сделает самостоятельно. Тебе остаётся просто отдать инструктору деньги: за его услуги и для автошколы. Я так и поступил. Вообще, я считаю, что незаконную схему получения водительских прав используют как минимум два человека из десяти.

Доказательство торговли

— Того, что права дают за деньги, мы исключать не можем, — говорит Василий Рублюк, заместитель начальника ГАИ. — Все звонят в колокола, но за руку никого ещё не поймали. Фактов, это подтверждающих, нет: оперативными разработками не доказано. По всем документам всё в порядке.

Однако, по словам Рублюка, есть странный факт. Сотрудники департамента регулярно выезжают в области для проверок МРЭО (эта аббревиатура означает Межрайонное регистрационное экзаменационное отделение; всего в Украине 225 таких отделений, в них регистрируются автомобили и выдаются права). Так вот, когда гости из Киева присутствуют на экзаменах, процент успешно сдавших удивительным образом меняется.

— Когда нас нет, то из группы с первого раза сдают 50-70%. А когда проверка — из группы, например, в 30 человек сдают всего 5-10. Почему так — не берусь сказать, но это настораживает: что-то не в порядке, — рассказывает Василий Рублюк.

Один из директоров киевских автошкол, пожелавший сохранить инкогнито, уверяет, что коррупция есть:
— Права в Украине стоят 300 долларов, и випам их приносят на блюдечке. Но есть тенденция: человек, купивший права, потом приходит в автошколу. Понимает, что здоровье и жизнь дороже.

А вот директор Общества содействия обороне Украины (бывшее ДОСААФ) Днепровского района столицы Альгимантас Вайтулионис уверяет, что права никто не покупает, потому что их не продают:

— Да врут. Кто сейчас на такое пойдёт? Уволят ведь в момент. Я литовец, на моей родине заехал на бордюр — всё, штраф 300 евро. Но у нас в Украине даже высокие штрафы не помогут, нужно, чтобы перед законом все были равны. Чтобы, если нарушил, наказывали, невзирая на чины.

Свидетельства, приведённые выше, говорят о том, что прибалтиец переоценивает порядочность наших чиновников и их страх потерять работу. Что же касается штрафов, то с г-ном Вайтулионисом солидарен и Василий Рублюк:

— Нет смысла говорить о правилах, когда их не выполняют. Нужно в пожарном порядке вносить изменения в законодательство, существенно повышать штрафы. Причём вместе с большим штрафом должна существовать и обязанность его уплаты.

Замначальника ГАИ Василий Рублюк: «Все звонят в колокола, но за руку никого ещё не поймали. Фактов, подтверждающих незаконную выдачу прав, нет»

Представим, что произойдёт, если здравый смысл возобладает лишь наполовину, то есть штрафы повысят, а за продавцов прав возьмутся кое-как. Инерция коррупционного сознания — как у гружёного КамАЗа. Поэтому права будут продавать-покупать и впредь, может, с небольшим дефицитом. А вот цена на них вырастет в соответствии с инфляционным ожиданием. Так что жизнь человеческая на дорогах подорожает, хоть и останется таким же ходовым товаром.

autosite.com.ua